С наступлением лета дни стали жаркими, и стоять в городских пробках стало просто невыносимо.
В эти моменты большинство водителей начинают себя винить за то, что при покупке своего автомобиля они сэкономили немного и не установили кондиционер, — теперь им на собственном поту приходится выживать в клетке личного средства передвижения. Однако не только люди ощущают летнюю «коптилку»: моторы автомобилей переносят куда большие температурные нагрузки чем мы.
Перегрев двигателя на современных машинах не так явно выражен как, скажем, на автомобилях советских разработок. Судя по количеству устанавливаемых «кнопок включения вентилятора», к перегреву склонны двигатели семейства «Самара» и «Самара-2», а также автомобили «Десятого» семейства.
Неужели двигатели отечественных переднеприводных автомобилей и впрямь склонны к перегреву? Если да, то откуда растут корни этой проблемы, — это недочет мотористов и конструкторов Тольяттинского завода или это мы неправильно эксплуатируем машину? И почему такой проблемы нет на «Жигулях»? Предлагаю расставить все точки над Ё, и для этого нам понадобиться сравнить два двигателя: «копеечный» и «восьмерочный»…
Zoom
Двигатель ВАЗ 2101
Копеечный двигатель был разработан в конце шестидесятых годов фирмой FIAT. Верхнее расположение распределительного вала позволило увеличить максимальные обороты двигателя, и как следствие увеличить КПД, эластичность агрегата и максимальную мощность.
Поскольку вентилятор охлаждения вращался принудительно от ремня, и степень охлаждения двигателя сильно зависела от частоты вращения коленчатого вала, было принято решение установить производительную помпу для лучшей циркуляции жидкости и использовать медный радиатор. Как ни странно, но в жарких пробках двигатель все равно склонен к небольшому перегреву.
В дальнейших классических двигателях был установлен электровентилятор, который позволял без проблем охлаждать двигатель, с куда большим рабочим объемом.
- Ну а теперь перейдем к более прогрессивной конструкции…
Zoom
Двигатель ВАЗ 2108 с приводом
Двигатель для переднеприводного автомобиля должен иметь ряд конструктивных особенностей: во-первых, он должен быть максимально коротким, чтоб он и коробка скоростей смогли без труда разместиться между колес, а во-вторых, добиваясь топливной экономичности, двигатель должен работать на сверхбедных смесях, и иметь более высокий КПД, что требует большую степень сжатия.
Два этих фактора и определили конструкцию двигателя ВАЗ 2108, разработанного совместно с фирмой Porsche. Было проработано более 500 различных конфигураций, и на выходе был получен самый надежный автомобильный двигатель, который когда-либо создавался на территории СССР.
Для уменьшения веса передней части автомобиля (и для удешевления автомобиля в целом) материал радиатора стал алюминиевым, а помпа в два раза менее производительная, что негативно сказалось на теплопередаче. Однако наличие мощного электровентилятора охлаждения компенсировало этот недостаток.Получившийся двигатель объемом 1,3 литра выдавал мощность 64 л.с. (47 кВт).
Диаметр поршня составлял 76 мм, а его ход 71 мм. Расстояние между осями цилиндров составило 89 мм.
Затем началась самостоятельная ВАЗовская разработка более мощного двигателя объемом полтора литра. Вся сложность разработки заключалась в том, что сохраняя прежние габариты двигателя, необходимо было увеличить его объем.
Единственный способ это сделать – увеличить диаметр поршня до 82 мм при том же межцилиндровом расстоянии.
Оставить протоки между цилиндрами стало конструктивно невозможно и, как следствие, более нагруженный мотор избавился от водяной рубашки между цилиндрами, что явно не улучшило температурную устойчивость двигателя.
Zoom
Двигатели ВАЗ 2108 и ВАЗ 21083 в сечении
Как ни странно, но во всем модельном ряде двигателей «жигулей», начиная от 1,2 до 1,7 литров, сохранялись протоки жидкости, — там межцилиндровые расстояния изначально были довольно большими, что без проблем позволило увеличивать объем двигателя.Теория — теорией, а каким образом отсутствие протоков повлияло на температуру двигателя – это и будет основной темой сегодняшней статьи.
Для наглядного расчета запускаем конструкторскую программу, и по размерам воссоздаем трехмерную модель штатного двигателя ВАЗ 2108. Идеальная копия двигателя потребовала б несколько недель проработок, поэтому воссоздадим только те элементы, которые действительно нам необходимы.
Zoom
Пространственная модель двигателя ВАЗ 2108
Для понимания процессов теплообмена в двигателе, нет необходимости в сложной форме протоков в головке блока цилиндров, и поэтому упрощаем ее, тем самым разгрузив компьютер от мучительно долгих расчетов.
Внутреннюю полость заполняем водой и добавляем производительность помпы 1 л/сек, что соответствует производительности при частоте вращения коленчатого вала 4000 об/мин.
Температура на входе в двигатель пусть будет 75 градусов, — создадим имитацию работы двигателя в средненагруженных условиях. Далее добавляем мощность тепловыделения и запускаем расчет.
- Первым получаем картину в сечении двигателя: тут наглядно видно, какие цилиндры, в какой мере нагреваются.
Визуальное представление температуры двигателя (цвет поверхности показывает температуру)
Как видно, сильнее остальных нагрелся последний от помпы (четвертый) цилиндр, — его температура составила168 градусов Цельсия.Запускаем невесомые шарики в полость и смотрим как жидкость охватывает цилиндры. Цвет шариков также показывает температуру воды.
Визуальное представление движения жидкости
- Для наглядности рекомендую посмотреть анимацию движения воды.
- Теперь перейдем к полуторалитровому двигателю.
- В сечении двигателя наглядно видно, что протоки между цилиндрами отсутствуют.
Zoom
Блок двигателя ВАЗ 21083 в сечении
Аналогично заполняем водой внутреннюю полость двигателя, задаем такую же производительность помпы и температуру на входе в двигатель как и в предыдущем расчете. Отличаться будет только мощность тепловыделения, которую зададим пропорционально объему. Запускаем расчет и…
…видим, что максимальная температура образовалась между третьим и четвертым цилиндром – 193 градуса Цельсия.Запустив в систему шарики, наблюдаем течение, похожее на ранее увиденное, но с небольшими изменениями.
Визуальное представление движения жидкости
Однако отсутствие каналов между цилиндрами – не единственный сюрприз, подготовленный мотористами. Дело в том, что с увеличением диаметра цилиндра, необходимо устанавливать опережение зажигания на несколько градусов раньше (для 95-го бензина), чем в двигателе с меньшим объемом.
Это связано с тем, что пламя от свечи зажигания (которая кстати в восьмиклапанной конструкции расположена неудачно для двигателя 1,5 литра) долго идет к противоположной стенке цилиндра, и чтоб дать топливу эффективно сгореть, необходимо раньше его поджигать.
А это влечет за собой большую нагрузку, как на поршни, так и на клапаны, да и на весь газораспределительный механизм в целом.Также к перегреву на помощь может прийти термостат с поздним открытием клапана и датчик включения вентилятора с завышенной температурой включения.
Усугубляет ситуацию еще и некачественный антифриз залитый в систему охлаждения и низкокачественное моторное масло.Дополнительным звеном перегрева двигателя может служить неправильный момент открытия клапанов (особенно когда ставят разрезную шестерню привода клапанов), и неправильные зазоры между компенсирующими шайбами и распределительным валом.
Как видно факторов, которые влияют на преждевременный износ полуторалитрового двигателя предостаточно. Я ни в коей мере не хочу сказать, что этот двигатель ненадежен, — при должном уходе и с качественными запчастями этот двигатель отработает свой ресурс. Однако при попадании в агрегат деталей плохого качества, шансов выжить у двигателя 1,3 гораздо больше чем у 1,5.
Тут «бывалый» ВАЗовод может сделать вывод: «Значит чем меньше объем Самаровского двигателя, тем лучше теплоотвод, а следовательно и больше надежность и ресурс. Опираясь на эту статью, и вышесказанное, выходит восьмерочный двигатель с объемом 1,1 литра лучше, чем 1,3 литра…».
К сожалению это не так.
У дефорсированного двигателя также как и у полуторалитрового есть сюрпризы: из-за маленькой мощности, его приходится сильнее выкручивать, а уменьшенная степень сжатия с 9,9 до 9,0 (ход поршня уменьшен, а объем камеры сгорания остался прежним) требует устанавливать раннее зажигания под 95-ый бензин. Более того, из-за уменьшенной степени сжатия, расход бензина выходит таким же, как и у более мощных собратьев. Именно поэтому автомобили с таким объемом двигателя выпускались только на экспорт, где стоимость авто сильно зависела от объема двигателя.
- Напоследок подведем итог, как увеличить ресурс работы двигателя:— необходимо покупать только качественные детали, и лучше ВАЗовские;— необходимо заливать в двигатель только качественные антифризы и масла;— следить за состоянием и работой двигателя (стук клапанов может косвенно свидетельствовать о неправильной эксплуатации агрегата);
- — при частых перегревах двигателя необходимо устранить причину этой проблемы, а не устанавливать кнопку включения вентилятора.
- Подписываемся, комментируем, ставим лайки и обязательно делимся с друзьями.
P.S.: В конце семидесятых годов фирма Porsche помогала не только ВАЗу в создании автомобиля. Вот например автомобиль Seat Ibiza 1984 года выпуска (как и ВАЗ 2108). Не находите ничего общего?..
Zoom
Seat Ibiza 1984 года
Двигатель Seat Ibiza 1984 года выпуска разработанный при участии фирмы Porsche
Источник: https://www.drive2.com/l/478141598987715021/
Перегрев двигателя: причины и последствия
Последствия перегрева двигателя являются одними из самых сложных неприятностей, которые случаются с автолюбителями. При первых признаках подобных неполадок следует сразу же принять меры для их устранения, чтобы не усугубить ситуацию.
Признаки перегрева двигателя
Если вовремя обнаружить, что мотор начал перегреваться, шансы избежать серьезной аварии заметно повышаются. Водителю необходимо постоянно следить за показаниями датчика температуры охлаждающей жидкости. Это самый простой способ вовремя заметить и нейтрализовать причины перегрева двигателя.
Также следует внимательно относиться к косвенным признакам, указывающим на возможные проблемы с охлаждающей системой мотора:
- излишне напряженная работа вентилятора (иногда без остановки в течение всей поездки);
- значительное падение мощности без видимых причин;
- увеличившаяся шумность работы двигателя (стучат пальцы и т. п.);
- белый налет на электродах свечей зажигания, трещины на изоляторе;
- потемнение охлаждающей жидкости, черные пятна на стенках бачка охлаждающей жидкости;
Любой из этих признаков может указывать на то, что силовой агрегат работает при чрезмерно высоких температурах.
Автомобильный двигатель после перегрева получает ущерб различного характера. Как этого избежать? Чтобы бороться с проблемами, нужно выяснить причины их возникновения.
Почему перегревается двигатель автомобиля
Весной причиной перегрева двигателя могут быть установленные на зиму утепляющие приспособления (автоодеяло или просто картонка перед радиатором), но это редкость. Чаще автомобильный мотор перегревается, если неисправен один из компонентов системы охлаждения.
Забитый радиатор
Если радиатор забьется снаружи мусором (пух, перья, листва, насекомые и т. п.), избыточное тепло от охлаждающей жидкости не будет уходить в окружающее пространство. В этом случае перегрев двигателя до критической температуры обеспечен.
Более сложная разновидность проблемы – засорение трубок радиатора изнутри. В этом случае причиной перегрева двигателя также является снижение отдачи тепла в атмосферу. Просвет трубок зарастает накипью из-за использования водопроводной воды или забивается вследствие неумелого применения герметика.
Неисправный термостат
Выход из строя термостата приводит к тяжелым последствиям – перегреву двигателя. Этот прибор переключает циркуляцию с малого круга (только через ГБЦ) на большой (с поступлением в радиатор) при достижении температуры охлаждающей жидкости +87 °C. В идеале все должно работать именно так, но в этом приспособлении случаются поломки.
Если термостат неисправен, перегрев двигателя и тяжелые последствия неизбежны. Охлаждающая жидкость не поступает в радиатор, а циркулирует только по головке блока цилиндров. Понятно, что вода или антифриз в таких условиях не успевают отдавать избыточное тепло в окружающее пространство.
Проверка исправности термостата выполняется достаточно просто. Следует запустить двигатель и прогреть его до +90 °C. Затем нужно открыть капот и потрогать шланги от двигателя к радиатору и от радиатора к термостату. Они должны быть одинаково горячими. Если шланг от радиатора к термостату холодный или теплый, значит, термоэлемент не открылся – циркуляция по большому кругу не идет.
Неисправная водяная помпа
Неисправность данного прибора является одной из частых причин перегрева двигателя. Как и в случае со сломанным термостатом корень проблемы заключается в недостаточном теплообмене силового агрегата авто с окружающим пространством. Насос просто не перекачивает охлаждающую жидкость по контуру, поэтому тепло от двигателя не отводится. Совсем.
Неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости
Этот сенсор передает данные на индикатор приборной панели, отслеживая нагрев охлаждающей жидкости. Если этот датчик неисправен, водитель просто не видит, что температура двигателя превысила допустимый предел, начался его перегрев. Иногда заметить эту неисправность можно лишь, когда мотор уже пошел в разнос.
Неисправный вентилятор системы охлаждения
Неполадки в этом устройстве приводят к перегреву двигателя так же верно, как и проблемы с помпой или термостатом. При работе силового агрегата под пиковой нагрузкой выделяется больше тепла. Чтобы отвести лишнюю тепловую энергию, требуется увеличить эффективность системы охлаждения.
Для принудительного снижения температуры радиатора применяется вентилятор. Крыльчатка начинает вращаться, когда температура охлаждающей жидкости в системе превышает определенный порог. Если вентилятор неисправен, радиатор не успевает охлаждать воду или тосол до требуемого уровня, поэтому мотор автомобиля перегревается.
Низкий уровень охлаждающей жидкости
Механизм этой причины перегрева двигателя не нуждается в долгих объяснениях – все понятно и так. Если в системе недостаточное количество воды или антифриза, охлаждение мотора не может быть эффективным. Уменьшившийся объем жидкости не успевает отводить тепло, кроме того в патрубках собираются воздушные пробки, препятствующие циркуляции.
Заметить эту неисправность можно по тому, что печка салона перестала работать. Радиатор отопления салона находится в самой высокой точке системы охлаждения, поэтому при недостаточном количестве воды или тосола печка отказывает первой.
Сбои в системе зажигания
Одна из причин перегрева двигателя заключается в неисправностях системы зажигания или подачи топлива. Если нарушена нормальная подача горючего, мотор работает на обедненной смеси.
Если зажигание выставлено с опозданием, топливовоздушная смесь догорает уже при открытом выпускном клапане. Эти неполадки приводят к резкому повышению температуры выхлопных газов.
Головка блока цилиндров перегревается, тосол или вода закипают.
Долгая работа под большими нагрузками
Иногда автолюбители сами «привозят» себе проблемы. Один из способов добровольного перегрева двигателя до экстремальных температур – езда под высокими нагрузками.
Такие условия возникают при буксировке груженого прицепа, другого транспортного средства и т. п. При движении на пониженной передаче и высоких оборотах мотор неизбежно перегревается.
Радиатор слабо обдувается встречным потоком воздуха из-за низкой скорости движения, что усугубляет положение.
Последствия перегрева двигателя автомобиля
Все неисправности, вызывающие неконтролируемое повышение температуры, однозначно ведут к повреждению мотора. Степень повреждений зависит от длительности разрушающего воздействия перегрева. В большинстве случаев требуется весьма дорогостоящий ремонт, но иногда владелец авто отделывается легким испугом.
Последствия перегрева двигателя в течение 5-10 минут
Как правило, двигатель после перегрева в течение такого малого отрезка времени остается в относительной сохранности. Серьезных проблем чаще всего удается избежать. Иногда требуется заменить оплавившиеся поршни.
Такие ситуации чаще возникают при неисправности вентилятора или термостата. Для водителя главное – вовремя заметить, что стрелка индикатора температуры охлаждающей жидкости входит в красную зону шкалы. Достаточно остановить машину и дать мотору поработать несколько минут на холостых оборотах, чтобы температура вошла в норму.
Последствия перегрева двигателя в течение 20 минут и более
Это более тяжелый случай. Двигатель после перегрева средней тяжести может получить следующий ущерб:
- деформация и трещины ГБЦ, что приводит к выпадению клапанов;
- прогорание прокладок головки блока цилиндров;
- разрушение межкольцевых перегородок поршней;
- деформация сальников, что приводит к протечкам масла.
Ремонт мотора, получившего такие повреждения, возможен, но обойдется в круглую сумму. Масштабы затрат прямо пропорциональны тяжести поломок.
Последствия экстремального перегрева двигателя
Когда мотор автомобиля подвергается воздействию предельно высоких температур длительное время, крупных проблем не избежать. Иногда силовой агрегат просто взрывается, но чаще просто глохнет, не причинив большого вреда машине в целом.
Разрушения начинаются с цилиндропоршневой группы, постепенно распространяясь на другие компоненты. Двигатель последлительногоперегрева до экстремальных температур восстановлению не подлежит.
Чтобы обезопасить себя от подобных проблем, следите за показаниями датчика температуры охлаждающей жидкости и вовремя выполняйте техообслуживание. Любые причины перегрева двигателя, выявленные на ранней стадии, устраняются быстрее и легче, чем запущенные случаи.
Источник: https://autoassa.ru/blog/peregrev-dvigatelya-prichiny-i-posledstviya/
Причины, последствия и профилактика перегрева двигателя на примере ВАЗ 2109
В случае перегрева двигателя его владельцу может предстоять серьезный и дорогостоящий ремонт двигателя, который не всегда ограничивается заменой прокладки, расположенной под головкой блока цилиндров, а в большинстве случаев требует проведения ремонтных работ непосредственно головки с ее проверкой на плоскости.
Это необходимо с целью недопущения затягивания ремонта в связи с многократным ее монтажом и демонтажем. Кроме этого, осматриваются цилиндры на предмет состояния их поверхностей, в случае значительного задира гильз и частичного разрушения поршней, не подлежащих ремонту.
При наличии значительных повреждений возникнет необходимость в проведении серьезного ремонта.
Причины перегрева.
Перегрев двигателя причины имеет довольно разнообразные. Наиболее часто двигатель перегревается в случаях, когда автомобиль эксплуатируется с неисправными элементами системы охлаждения, либо прокладка, расположенная под головкой блока цилиндров, не обеспечивает герметичности.
Охлаждающая система может иметь негерметичные соединения шлангов или же дефекты радиатора. Если каких – либо механических повреждений не было, то нарушение герметичности данной системы может быть связано с естественным старением резиновых шлангов, разрушение радиатора и патрубков под действием коррозионных процессов.
Очень часто герметичность системы нарушается в случае естественного износа или неисправности водяного насоса.
Вполне естественно, что при нарушении герметичности охлаждающей системы происходит уменьшение количества жидкости, которая находится в системе, нарушается тепловой баланс и двигатель перегревается. У некоторых моделей двигателей уровень рабочей температуры довольно высок.
В случае нарушения герметичности системы охлаждения в таких двигателях избыточное давление жидкости охлаждения отсутствует, поэтому снижается температура ее кипения.
Поэтому основной причиной, из-за которой двигатель перегревается, является неисправность клапанов, расположенных в пробке заливной горловины системы охлаждения.
Также, двигатель может перегреться в связи с неисправным термостатом, датчиком и реле, включающего вентилятор, а также собственно вентилятора или муфты его включения (электромагнитного или вязкостного типа).
Кроме этого, перегреву двигателя может способствовать неисправность электропроводки автомобиля, возникающая в связи с естественным ее износом или коррозией, возникающей под воздействием химических реагентов, которыми обрабатывается дорожное покрытие в зимнее время.
Последствия перегрева.
Последствия перегрева двигателя могут быть очень неприятными. При перегревании двигателя охлаждающая жидкость закипает, что приводит к снижению эффективности охлаждения и резким повышением температуры деталей поршневой группы и самого блока цилиндров.
Тепло не так эффективно отводится от поршней к стенкам цилиндра, вследствие чего их температура повышается, и зазор между ними уменьшается. Юбки поршней начинают оказывать дополнительное давление на стенки цилиндров, масло нагревается и больше не выполняет функцию смазывания.
В результате в режиме сухого трения поршни начинают непосредственно соприкасаться с цилиндрами, что приводит к местному подплавлению поршней и, иногда, внедрению их частиц в поверхности цилиндров и образованию задир. Такой процесс является лавинообразным, поэтому, в конечном итоге, развитие такого процесса приводит к заклиниванию двигателя.
После охлаждения двигателя и устранения причин, послуживших основанием для его перегрева, поршни, имеющие деформированную форму, будут «стучать», особенно при холодном запуске, а расход масла в системе двигателя будет повышенным.
Поскольку перегрев двигателя в девятке резко увеличивает величину сжатия прокладки, расположенной под головкой блока цилиндров за счет разницы термического расширения самой головки и крепящих ее болтов, прокладка, с одной стороны, дополнительно обжимается, а с другой – деформируется плоскость стыка. Обычно в таких случаях деформируется головка блока, но иногда бывают случаи деформации и самого блока цилиндров.
В качестве других последствий перегрева двигателя необходимо указать повреждение деталей механизма газораспределения.
В первую очередь это относится к седлам впускных клапанов, поскольку под воздействием высоких температур деформируются их гнезда.
После того, как двигатель охладится, седла могут потерять натяг в гнезде, что приводит к его выпадению и последующему разрушению других деталей двигателя – клапанов, поршней, цилиндров, головки блока и т.д.
Профилактика перегрева.
Исходя из причин возникновения, защита двигателя от перегрева довольно проста.
В целях профилактики, необходимо поддерживать проходимость зазоров между трубками радиатора, поскольку они очень часто забиваются и снижают эффективность работы системы охлаждения двигателя. Их можно продувать с помощью сжатого воздуха или промывать водой.
-
Следует регулярно следить за уровнем охлаждающей жидкости. Рекомендуется проверять ее уровень перед каждой поездкой. Необходимо учитывать, что тосол, особенно в жаркую погоду или при езде в городском режиме имеет свойство немного испаряться. Тут необходимо обратить внимание, что если в расширительный бачок поступает тосол кофейного цвета, значит, двигатель незаметно для водителя был перегрет. Это также может свидетельствовать о плохом качестве охлаждающей жидкости или наличии нежелательных химических примесей в системе охлаждения. В таких случаях, возможно, придется слить жидкость из системы и произвести промывку радиатора. Экономить на качестве охлаждающей жидкости нельзя, поскольку, в противном случае, можно в будущем понести непредвиденные затраты, не сопоставимые со стоимостью тосола. Также, следует периодически обращать внимание на работу конструктивных элементов системы охлаждения, ее датчиков, термостата, вентилятора, на отсутствие протеканий охлаждающей жидкости.
-
Кроме этого, следует постоянно следить за уровнем масла, его качеством и состоянием деталей системы смазки, в первую очередь масляного насоса.
Источник: http://myautoklass.ru/my-auto/ohlazhdenie/prichiny-posledstviya-i-profilaktika-peregreva-dvigatelya-na-primere-vaz-2109/
Если греется двигатель на ВАЗ 2109: что делать?
Ситуации, когда сильно греется двигатель на ВАЗ 2109, случаются довольно часто. Причин такой опасной неисправности достаточно много, так как система охлаждения на автомобилях марки ВАЗ далека от идеальной.
- 1 — колодки с проводами карбюратора2 — шланг обратного слива топлива3 — шланги отопителя4 — шланг вакуумного усилителя5 — шланг подачи топлива6 — наконечник троса привода сцепления7 — провод катушки зажигания8 — шланги радиатора9 — тяга дроссельной заслонки10 — тяга воздушной заслонки
- 11 — провод датчика контрольной лампы аварийного давления масла
Система охлаждения автомобиля ВАЗ устроена следующим образом. Существует 2 круга, по которым движется охлаждающая жидкость (вода или тосол), малый и большой.
Пока двигатель еще до конца не прогрет, жидкость ходит по малому кругу, но в тот момент, когда температура жидкости достигает отметки в 90 °С, срабатывает термостат и открывается большой круг, проходящий через радиатор.
В работе охлаждающей системы двигателя могут возникнуть такие неполадки:
- отказ (поломка) термостата;
- поломка датчика включения вентилятора охлаждения;
- завоздушивание системы охлаждения;
- утечка охлаждающей жидкости;
- грязь и мусор в радиаторе;
- ослабление движущего ремня вентилятора;
- выход из строя водяного насоса.
Способы устранения неисправностей
Проверить работоспособность термостата довольно легко. Необходимо нагреть двигатель до отметки 90 °С и потрогать патрубок, который идет к радиатору. Если он не нагрелся, значит, термостат вышел из строя. Лучше не заниматься ремонтом термостата, а сразу поставить новый. Для его замены нужно открыть крышку расширительного бака и слить из системы воду или тосол.
Ослабить и сдвинуть хомуты, а затем вынуть патрубки.
Перед тем как ставить новый термостат, необходимо все очистить от старого герметика, а затем нанести тонким слоем новый, дать ему немного подсохнуть, надеть и закрепить патрубки на термостате.
Если поломка случилась в дороге, то нужно снять термостат и открыть заслонку, ведущую к радиатору. Такое действие приведет к тому, что система охлаждения все время будет работать по большому кругу.
Поломка датчика включения вентилятора охлаждения определяется тем, что вентилятор не работает, а радиатор весь горячий. В идеальном варианте датчик необходимо заменить, но если неприятность случилась в дороге, то нужно замкнуть два провода, выходящие из датчика, и вентилятор включится. Если этого не произойдет, значит, нужно проверить исправность предохранителей.
Образовавшаяся воздушная пробка в радиаторе возникает из-за разности плотности воздуха и охлаждающей жидкости. Определить такую поломку легко. Если при перегреве двигателя радиатор горячий не полностью, то в том месте, где он будет холодным, остался воздух. Выгоняют его при помощи нажатия на верхний патрубок, при этом должна быть открыта пробка.
При перегреве, связанном с утечкой тосола или воды, необходимо заменить вышедшую из строя деталь. Место утечки определяют по мокрым следам.
Если поломка случилась в дороге и место утечки — дефект патрубка, то его можно временно стянуть изоляционной лентой (скотчем).
Когда утечка происходит через поврежденный радиатор или термостат, то до места ремонта можно добраться, постоянно доливая вытекающую жидкость. Категорически запрещается доливать холодную воду, если двигатель перегрелся.
Источником неправильной работы двигателя и его последующего перегрева также может быть дефектный карбюратор. Понять, почему двигатель начал перегреваться, и устранить неисправность как можно раньше важно.
Последствия перегрева, если закипит двигатель, потребуют дополнительных затрат.
Кроме устранения причины неисправности, возможно, потребуется в лучшем случае заменить только прокладку под головкой, в худшем — всю поршневую систему.
Источник: http://expertVAZ.ru/2109/greetsya-dvigatel-prichina-reshenie.html
Перегрев двигателя автомобиля ВАЗ 2109
Часто происходит перегрев автомобиля Ваз 2109, случаются проблемы с системой охлаждения, так как она далека от совершенства. Это частое явление, которое приводит машину к нерабочему состоянию. Причины перегрева автомобиля рассмотрим в этой статье.
Причины, по которым может перегреться двигатель
В машине много деталей и узлов, которые чувствительны к перегреванию. Если перегрелась автомашина – это большая проблема для механизмов. При перегревании детали мотора и поршни могут деформироваться так, что после этого их никаким образом не получится восстановить. Также может выйти из строя блок.
Термостат – это одна из важных причин перегрева Ваз 2109. От того, как хорошо функционирует термостат, зависит работа мотора автомобиля.
— Жидкость для охлаждения циркулирует по концепции и охлаждает ее. Система остывания заключается в большом и маленьком круге.
— Тосол вращается по маленькому кругу, когда мотор холодный. А жидкость охлаждения вращается по большому кругу. После открывается термостат.
— Если неисправен термостат, то жидкость не проходит через радиатор, а вращается по маленькому кругу. Это и есть перегрев термостата.
- Как проконтролировать работу термостата
- — Прогреть автомашину до 90 градусов
- — Потрогать трубку, которая идет к радиатору, если она не нагрелась, значит, термостат нерабочий.
- Как можно заменить самостоятельно
- — Охлаждающую жидкость слить.
- — Трубки ослабить и вынуть.
- — Очистить плохого герметика.
— Поменять термостат на новый. Его установить и закрепить.
- — Как подсохнет установить патрубки.
- Вторя причина, по какой может перегреться Ваз 2109 – это не срабатывает датчик включения вентилятора.
- — Есть два проводка, которые при замыкании срабатывают и вентилятор включается.
- — При температуре свыше 90 градусов должен срабатывать ДВВ.
- Как исправить поломку самостоятельно
- — Можно самостоятельно замкнуть проводки.
- — Проверить предохранитель.
— Произвести замену датчика.
Третья возможная причина перегрева – это воздушная пробка. Проверить на наличие пробки не так уж и сложно.
Как проверить на наличие пробки
— Радиатор прогреть.
— Если есть место не горячее, там и есть пробка.
Также может перегреваться двигатель Ваз 2109 от протечки охлаждающей жидкости. Протечка может быть, потому, что патрубок со временем испортился. Его просто необходимо заменить. Бывает причина, по которой закипает двигатель – это прокладка ГБЦ. Уровень жидкости охлаждающей начинает уменьшаться. Прокладка может пропускать жидкость.
- Как проверить в этом ли дело
- — Достать щуп замера масла.
- — Посмотреть на цвет масла.
- — Если масло помутнело, то необходимо заменить прокладку.
Итак, мы рассмотрели, отчего бывает перегрев двигателя Ваз 2109. Если следовать советам можно самостоятельно выяснить, перегрет ли двигатель. Но если есть какие-то сомнения, лучше обратиться к специалисту.
Источник: http://AutoMuse.ru/publ/remont_dvigatelja/peregrev_dvigatelja_avtomobilja_vaz_2109/2-1-0-187
Греется двигатель ВАЗ 2109
Перегрев двигателя достаточно частое явление не только летом, но и в любое другое время года. Водитель может узнать об этом взглянув на указатель температуры охлаждающей жидкости на комбинации приборов. Однако не всегда этот указатель показывает температуру правильно, всему виной датчик, с которого указатель получает показания. Датчик температуры двигателя также и как все другие может выходить из строя.
Если вдруг вы заметили, что греется двигатель вашего ВАЗ 2109, то первое что необходимо проверить это уровень жидкости в расширительном бачке.
К сожалению, качество запчастей оставляет желать лучшего и поэтому, охлаждающая жидкость может постепенно вытекать из системы.
Если уровень ОЖ находится ниже границы нормы, то необходимо долить тосол или антифриз до нужного уровня и несколько дней тщательно проверять все соединения на предмет утечки.
Второй причиной может быть неисправность насоса охлаждающей жидкости. Обычно, при неисправности насоса, на холостом ходу двигатель греется, а при увеличении оборотов температура плавно начинает снижаться.
С таким ремонтом затягивать не следует, ведь заклинивший насос охлаждающей жидкости может привести к обрыву ремня грм и встрече клапанов с поршнями (для двигателей 1.
5 — поршни и клапана встречаются редко, но бывает), а это уже другая стоимость ремонта.
Третья причина — сбиты настройки угла опережения зажигания. В этом случае необходимо проверить установку угла опережения зажигания. Этот случай достаточно редкий, но имеет право на жизнь.
Четвертая причина — неисправность термостата. При этой неисправности охлаждающая жидкость не циркулирует по внешнему кругу системы охлаждения (через радиатор) и при достижении рабочей температуры двигатель ВАЗ 2109 греется.
Как только вы заметили, что температура двигателя возрастает, аккуратно проверьте оба патрубка радиатора. Верхний должен быть горячим, нижний холоднее.
Если верхний шланг холодный, значит охлаждающая жидкость циркулирует только по малому кругу.
Пятая причина перегрева двигателя — неисправность вентилятора охлаждения радиатора. Проверить это можно просто. При достижении примерно 100-108 градусов должен включаться вентилятор охлаждения. Если этого не произошло, то неисправен либо вентилятор, либо цепь его включения.
Ну и самая редкая, но часто, вводящая в ступор, причина — это загрязненный радиатор охлаждения. Заметить это можно при движении по городу, или лучше за городом.
Даже при увеличении скорости, двигатель будет греться. Охлаждение будет происходить медленно, и как правило, только при увеличении скорости.
Исправить это недоразумение можно просто промыв радиатор хорошим, но не очень сильным, напором воды.
Заметим, что если греется двигатель на ВАЗ 2109, то необязательно, что причина одна. Причин может быть несколько, и проверять нужно все комплексно.
Источник: https://vaz-2109.ru/osnovnye-neispravnosti/greetsya-dvigatel-vaz-2109.html
Перегрев двигателя: последствия и основные причины
Нормальная работа системы охлаждения двигателя является одним из важнейших условий для максимального увеличения срока службы и ресурса силового агрегата. Также различные неполадки указанной системы в ряде случаев приводят к серьезным последствиям.
В одних случаях последствия перегрева двигателя устраняются путем ремонта, который обычно оказывается весьма затратным. Также распространенной ситуацией становится то, что после перегрева мотора силовая установка не подлежит восстановлению и нужен новый или контрактный мотор.
В этой статье мы рассмотрим, по каким причинам возникает перегрев двигателя, последствия перегрева бензинового и дизельного мотора, а также что делать водителю в подобной ситуации.
Основные причины перегрева двигателя
Начнем с того, что любой двигатель внутреннего сгорания проектируется так, чтобы большую часть времени агрегат работал в строго ограниченном температурном диапазоне. Если проще, холодный мотор после запуска сначала выходит на так называемые рабочие температуры (прогревается), после чего система охлаждения удерживает нагрев в заданных пределах.
Как правило, многие современные двигатели работают с учетом диапазона нагрева охлаждающей жидкости, который в среднем составляет 85-100 градусов по Цельсию. Это значит, что система охлаждения не позволяет температуре ОЖ как опуститься ниже минимальной отметки, так и превысить максимальный порог.
Постоянное поддержание рабочей температуры двигателя необходимо по причине того, что именно при таком нагреве технические жидкости имеют нужную текучесть, зазоры между деталями ДВС приходят в расчетную норму в результате температурного расширения, топливо расходуется и сгорает наиболее эффективно и т.д.
С учетом вышесказанного становится понятно, что исправная система охлаждения всегда будет стремиться поддерживать рабочую температуру. При этом определенные сбои могут привести к тому, что мотор может перегреться, причем как летом, так и зимой.
Единственное, в холодное время года от системы охлаждения не требуется максимума эффективности благодаря низкой температуре наружного воздуха. В этом случае, как правило, возникновение определенных проблем может оставаться незамеченным до того момента, пока не повысится температура воздуха за бортом.
Итак, к перегреву двигателя обычно приводит некорректная работа системы охлаждения. В списке основных причин следует выделить:
- утечку охлаждающей жидкости;
- нарушение герметичности системы;
- затрудненную циркуляцию ОЖ;
- выход из строя элементов системы охлаждения;
Утечки и разгерметизация приводят к тому, что в системе охлаждения падает уровень ОЖ, образуются воздушные пробки и т.д. Вполне очевидно, что снижение уровня в расширительном бачке является поводом для диагностики.
Вытекать жидкость может по вине растрескавшихся патрубков и шлангов, образования трещин в радиаторе, в результате повреждения прокладок и т.п. Если ситуация аварийная, тогда можно воспользоваться герметиками системы охлаждения типа «стоп-течь».
Также в ряде случаев помогает ремонт радиатора.
- Теперь давайте поговорим об ухудшении циркуляции ОЖ по каналам. Как правило, основной причиной является забитый изнутри радиатор. Дело в том, что использование тосола или антифриза низкого качества, несвоевременная замена жидкости или заправка обычной воды в систему охлаждения приводит к тому, что в сотах радиатора происходит образование накипи, скопление загрязнений и отложений. В этой ситуации нужна промывка системы охлаждения.
Еще добавим, что снаружи радиатор охлаждения также может быть покрыт слоем пыли, грязи и пуха. В результате теплообмен в радиаторе ухудшается, а в совокупности с забитыми сотами ОЖ не охлаждается должным образом. По этой причине необходимо периодически промывать радиатор как изнутри, так и снаружи.
- Если говорить о поломках, из строя чаще всего выходит помпа (водяной насос) и термостат. Сбои в работе или полный отказ помпы приводят к тому, что жидкость перестает нормально циркулировать по каналам системы охлаждения. К этому может привести значительный износ или разрушение крыльчатки, неисправности привода помпы и т.д. Для проверки рекомендуется диагностировать состояние помпы на ТО и менять данный элемент строго по регламенту.
Что касается термостата, задачей данного элемента является возможность пропускать ОЖ из малого круга (рубашка охлаждения двигателя) по большому кругу (через радиатор). В норме пока мотор нагревается, жидкость циркулирует только по малому кругу, после определенного прогрева термостат открывает большой круг.
Если не происходит такого открытия или термостат открывается не полностью (клинит), тогда ОЖ не имеет возможности попасть в большой круг и охладиться в радиаторе. Результатом становится перегрев мотора.
Также следует добавить, что перегрев двигателя может возникать и по другим причинам. Например, выход из строя вентилятора системы охлаждения или езда с небольшой скоростью на максимально высоких оборотах и пониженных передачах обычно приводят к тому, что двигатель «закипел».
Еще можно выделить случаи, когда появляется трещина в блоке или головке блока цилиндров, прогорает или пробивается прокладка ГБЦ. В этом случае возникает или утечка охлаждающей жидкости, которая попадает в моторное масло, или же газы из камеры сгорания начинают попадать в систему охлаждения.
Добавим, что частой причиной перегрева мотора после зимы является банальная невнимательность автовладельцев, которые забывают снять дополнительный утеплитель капота и подкапотного пространства с приходом тепла. Например, если оставить автоодеяло даже в тех случаях, когда наружная температура не превышает 3-5 градусов тепла, все равно может возникнуть перегрев ДВС.
Если водитель перегрел двигатель: последствия для мотора
Как правило, специалисты выделяют несколько вариантов перегрева двигателя:
- слабый или локальный;
- перегрев мотора средней тяжести
- сильный перегрев, повлекший поломку и/или заклинивание ДВС;
В разных случаях последствия будут зависеть от того, какая степень перегрева была допущена. Если температура повышена, но не дошла до критической отметки и водитель своевременно заметил проблему и быстро заглушил агрегат, тогда высока вероятность того, что мотор останется в исправном состоянии.
Как правило, в этом случае перичиной становится сбой в работе вентилятора, ухудшение производительности помпы, подклинивание термостата.
- В том случае, когда перед остановкой перегретый двигатель работал и не заклинил, тогда такой перегрев можно отнести к среднему. Однако если из-под капота виден пар, температура ДВС на шкале приборов поднялась до красной зоны, тогда последствия могут быть куда серьезнее.
Речь идет не только о прогаре прокладки ГБЦ, но и о разрушении поршневых колец, оплавлении поршней, деформации привалочной плоскости головки блока цилиндров (головку «повело»), появлении трещин в корпусе головки, на тарелках клапанов и т.д.
- Внезапная остановка мотора является признаком критического перегрева. В этой ситуации агрегат может просто заглохнуть в результате повреждения его деталей и узлов. Также силовая установка может заклинить, что проявляется в виде резкого удара и прекращения работы ДВС.
Последствия такого перегрева разрушительные, происходит оплавление и прогар поршней, расплавленный материал стекает на стенки цилиндров. Моторное масло перегревается и коксуется, нагруженные пары трения разрушаются, на коленчатом валу расплавляются шатунные и коренные вкладыши. В ряде случаев коленвал может сломаться, поршни могут пробить стенку блока цилиндров и т.п.
Как видно, в последнем случае восстанавливать такой мотор обычно бывает нецелесообразно с экономической точки зрения. Получается, сильно перегретый и разрушенный двигатель требует полной замены на новый или контрактный силовой агрегат.
Как уберечь двигатель от перегрева
На многих автомобилях имеется отдельный указатель температуры ОЖ, который вынесен на приборную панель. Однако во время езды не всем водителям удается своевременно заметить рост нагрева и остановить двигатель.
Еще отметим, что некоторые машины дополнительно оснащены звуковой сигнализацией, указывающей на недопустимое повышение температуры, но такая опция есть только на отдельных современных ТС, да и то не всегда. По этой причине необходимо уметь замечать характерные признаки в движении, которые могут указать на перегрев.
- Прежде всего, нужно выработать привычку периодически контролировать температуру ОЖ на панели приборов во время движения.
Низкий уровень тосола или антифриза в системе приводит к тому, что из печки не идет теплый воздух. Также из внутрисалонного отопителя не будет подачи горячего воздуха в том случае, когда ОЖ кипит. В результате закипания в системе образуется воздушная пробка.
- Избыточный нагрев ДВС приводит к тому, что в моторе появляется детонация. Детонация двигателя отличается характерным звонким «цокотом» во время нажатия на педаль акселератора. Параллельно двигатель начинает заметно терять мощность, часто появляются посторонние стуки и шумы.
Советы и рекомендации
Перегрев мотора является аварийной ситуацией. Если замечен рост температуры выше нормы или очевидно то, что агрегат уже перегрелся, машину нужно остановить и немедленно заглушить ДВС.
Помните, запрещается лить воду на двигатель в целях его скорейшего охлаждения. Если поломка произошла зимой, тогда лучше не спешить открывать капот. Дело в том, что слишком интенсивное охлаждение горячего агрегата холодным наружным воздухом также может привести к появлению трещин и других дефектов.
Нужно дождаться некоторого остывания агрегата, после чего проверить уровень ОЖ в расширительном бачке. Снижение уровня обычно является результатом непредвиденной течи или халатности самого водителя.
Если под рукой нет антифриза на долив, подойдет дистиллированная вода, которую обычно можно приобрести на ближайшей АЗС. Доливать воду или тосол нужно только на холодном моторе. В противном случае могут возникнуть дополнительные повреждения по причине разницы температуры жидкости и ДВС.
Затем нужно проверить вентилятор охлаждения, помпу и термостат. Параллельно следует осмотреть патрубки, шланги и места их соединений. Если обнаружено, что не работает водяной насос, тогда от попыток продолжить движение своим ходом лучше воздержаться.
В случае, когда виновником перегрева является термостат, можно удалить устройство из системы (при такой возможности), чтобы ОЖ все время циркулировала только по большому кругу. Проблему с неработающим вентилятором охлаждения в экстренной ситуации решают путем включения печки на максимум и дальнейшей езды на низких оборотах с высокой скоростью на повышенной передаче.
Также можно сразу пустить ОЖ по большому кругу как в случае обнаружения проблемы с термостатом, так и с вентилятором охлаждения. Данный подход позволяет добраться до СТО своим ходом.
Обнаружение явной утечки жидкости после долива указывает на необходимость отказа от движения и проведения обязательного локального ремонта для ликвидации или уменьшения течи.
Напоследок отметим, что если причину перегрева устранить не удается, но авто нужно доставить на станцию техобслуживания своим ходом, тогда ТС приводится в движение кратковременным запуском двигателя.
Агрегат разрешается держать заведенным только до того момента, пока не начинается подъем температуры на панели приборов до средней отметки. Затем двигатель глушат, после чего машина движется накатом на нейтральной передаче. Пока машина катится, мотор успевает немного остыть. Если этого не происходит, до следующего запуска нужно снова выждать некоторое время на обочине.
Отметим, указанный способ требует обладания определенными навыками. Помните, при заглушенном ДВС не работает усилитель рулевого управления и усилитель тормозов. По этой причине следует соблюдать особую осторожность, замедляя ТС на спусках при помощи КПП.
В тех случаях, когда автомобиль оснащен коробкой «автомат», следует полностью отказаться от попыток такого движения своим ходом и доставить автомобиль на СТО при помощи эвакуатора.
Источник: http://KrutiMotor.ru/peregrev-avtomobilnogo-dvigatelya-posledstviya/